«Верьте Богу! И ничего не бойтесь». Сколько детей может подарить любовь?
Когда скромность в почёте?
А началось всё 30 с лишним лет назад, когда 19-летний солдат-срочник Иван Осяк в увольнительной заприметил в парке девчат: «Две были накрашены. А третья — скромная. Проводил Надю и в сердце почувствовал что-то родное: «Не хочу потерять эту девочку!»
Военная часть Ивана располагалась в родном городе Надежды Славянске-на-Кубани. Было дело: возвращаясь с учений, Иван заехал к любимой на БТР, чтобы поцеловать. «Наша колонна проезжала мимо дома Нади, и командир дал несколько минут, чтобы её проведать. Мы уже были мужем и женой, — рассказывает батюшка. — Венчались в 1983 году, когда Наде было 17 лет, а через 8 месяцев, незадолго до рождения первого ребёнка, расписались.
Помню, как сильно волновался, когда просил руки Нади у её отца. Стоя в воротах, будущий тесть внимательно на меня посмотрел, потом воскликнул: “Це же наша порода!” Проводил в дом, усадил за стол и сказал: “Отдаю за него свою дочь!”
Меня родители так воспитывали, чтобы жену я выбрал одну и на всю жизнь. Перед тем как просить руки Нади, решил её проверить. Может, это и нехорошо, но в разговоре с ней я придумал, что до армии успел жениться. Мол, жена непутёвая и оставила мне двоих ребятишек. Надя ответила: “Ничего, я детей люблю. Воспитаем”. Я хотел быть уверен, что она не испугается трудностей».
Иван обвенчался с Надеждой, будучи солдатом-срочником.
Трудностей было уготовано немало. Когда супругам было немного за двадцать, у них сгорел дом. Семья осталась у разбитого корыта с 5 детьми. Двоих младшеньких отвезли в реанимацию, сказав, что они едва ли доживут до утра. «Мы с Надей и старшими детьми в 3 часа ночи стали на молитву. И, как потом рассказали врачи, именно в 3 часа ночи с лёгких детей начала сходить сажа». Ещё об одном несчастье — трагической гибели доченьки Ксении — матушка говорит с трудом: «Девочка наша была с большими и очень красивыми глазами и локонами золотых волос. Все называли её ангелочком. Так и ушла на небо ангелом».
С Петром и Февронией. Как семья Чикулаевых построила свой «корабль любви»
Все испытания семья пережила общими усилиями. После пожара пришлось жить в сарае, где ночью закутывались в двойные одеяла — на улице стоял октябрь. «Этим многодетным теперь только в петлю лезть», — говорили соседи. Вместо этого Иван вставал в 4 утра, ложился в час ночи и вместе с двумя каменщиками выстроил за 2 месяца новый дом: «За несколько дней до пожара молился Господу: “У меня пятый ребёнок, его даже положить некуда. Научи меня строить — может, тогда сумею расширить дом”. Деньги на строительство были, мы в тот момент занимались предпринимательством. А вот умения строить не было. В итоге Бог послал испытания, которые нас закалили, и при этом с Его помощью мы выстроили дом, который был в разы лучше маленького саманного».
Из сгоревшего имущества Иван переживал лишь о складном ножике — подарке отца. «Папа умер в 60 лет. Тогда для меня словно солнце померкло. А мама прожила после ещё 7 лет, каждый день ходила в храм, часто ездила на могилку к папе, целовала землю. Родители были верующими и нас так воспитали. В школе только мы с братьями и сёстрами носили крестики, не вступали в октябрята, пионеры и комсомол. У нас в семье было тоже 18 детей. Я родился десятым, а тогда за 10 детей давали звезду героя. Когда Надя в 30 лет родила 10-го ребёнка, Танюшу, я ей сделал сюрприз: принёс в роддом в день выписки кофту, она её надевает...а на кофте прикреплена мамина звезда героя. У супруги семья тоже верующая и многодетная. Любить детей, жену — я всему этому научился у своих отца и мамы. Когда моего отца, простого сапожника, хоронили, попрощаться с ним пришли несколько тысяч человек».
Чем кормились?
В юности Иван, как и отец, работал сапожником, имел 5-й разряд мастера. А после армии выбрал служение церкви. «Я же с детства при храме. Когда у нас родился 5-й ребёнок, меня рукоположили в сан диакона, а 3 июня 1990 г. — в священный сан. В 1993 г. я заочно окончил Московскую духовную семинарию». Сначала отец Иоанн руководил приходом в селе, потом его перевели в родной город — Ростов-на-Дону.
Железная, коралловая, деревянная. История семьи, где раз в 30 лет - свадьба
Первые 10 детишек родились в семье во время перестройки и в 90-е годы, которые принято называть трудными. «Трудные? — удивляется матушка Надежда. — У нас огород 14 соток всю семью кормил. А ещё куры, цесарки, индюки! Отец Иоанн установил клетки, автоматические поилки соорудили. Сейчас там живёт старший сын Алексей, он тоже священнослужитель. Его матушка всё содержит в идеальном порядке. У них трое детишек».
Всего у отца Иоанна 22 внука, к лету ожидаются ещё трое. «Детей мы вырастили без помощи бабушек и дедушек. Без нянь. И на государство никогда не рассчитывали. Детские пособия — всё, что получаем», — рассказывает Надежда. Рожая детей столько, сколько посылает Бог, супруги и свои упования возложили на Него. И Бог чудесным образом посылает семье благодетелей. Недавно батюшка закончил строительство нового большого дома с бассейном и отдельной кухней. Началось с подарка — квартиры — от состоятельной женщины, с которой семья лично не знакома. Оказалось, предпринимательница увидела репортаж о семье Осяк. Квартиру продали и купили участок земли. А дальше один за другим появились ещё два благодетеля. Семья Осяк ничего ни у кого не просила — им неожиданно звонили в дверь или по телефону и сообщали радостную весть.
Видимо, богатые люди понимают, что семья из 18 человек — это круче, чем созданная с нуля корпорация. Хотя, если вспомнить, до революции семья с 10 детьми считалась обычной, да и 18 детей не были чем-то уникальным. В этом смысле символично, что батюшку зовут Иваном (за границей Иван — синоним слову «русский»), а матушку — Надеждой, той самой надеждой, что никогда не умирает.
Пример уникальной семьи привлекает к отцу Иоанну ещё и меценатов, которые помогают строить храмы. Под руководством батюшки уже возведены четыре храма, здание казачьей гимназии и ещё порядка 20 зданий для церковных и общественных нужд. А ещё последние 20 лет на приходе отца Иоанна каждый день горячим обедом кормят полсотни нуждающихся.
Когда вечером отец Иоанн возвращается домой, прежде всего перецеловывает всех домочадцев. Садится за стол и кушает суп из одной тарелки с матушкой. Супруги обязательно находят время, чтобы побыть наедине. Раз в неделю по традиции у них ужин при свечах. «Дети знают, что родители идут отдыхать. И в этот момент весь дом замирает. А стоит нам выйти, и тут — вмиг всё сразу приходит в движение!»
«Верьте! И ничего не бойтесь, — говорят матушка с батюшкой. — Мужа или жену выбирайте внимательно — на всю жизнь. Сквозь все невзгоды идите, крепко взявшись за руки. Будьте верными Богу и друг другу. И будете счастливы, потому что иначе не может быть».